Оптимизация ассортимента в магазине

Формирование и оптимизация ассортимента в магазине – это неотъемлемая часть экономических показателей предприятия. Для того чтобы увеличивать клиентскую аудиторию и расширить сферу услуг, необходимо прокачать управление ассортиментом до максимума. Если оптимизация ассортимента в магазине настроена неграмотно, это может привести к следующим проблемам:

  • потерянный клиент;
  • упущенные продажи;
  • отсутствие четкой системы, которая помогает измерить количество упущенных продаж;
  • наличие устаревшей продукции;
  • увеличение издержек;
  • расходы на излишки товаров и тд.
Как видите, отсутствие оптимизации может стать главной причиной того, почему возникает кризис, поэтому необходимо найти методы, которые помогут упростить процесс оптимизации продукции, сделать его более понятным и эффективным. Сегодня мы поговорим о том, как сформировать ассортимент, чтобы организовать максимальную прибыль при минимальных затратах.

Оптимизация ассортимента. Подробное руководство.

Для того чтобы оптимизировать ассортимент, необходимо выделить цели, которыми обладает данный инструмент:

  • улучшение финансовых показателей;
  • стабильность в процессе ведения бизнеса;
  • достижение максимальной рентабельности внутри компании;
  • снижение затрат.


Важно! Какие товары необходимы клиентам? Правильно, те, что будут нужны здесь и сейчас, а иногда и те, что понадобятся вот-вот, в ближайшее время. Будет хорошо, если такие товары найдутся в вашем ассортименте. Также очень важно, чтобы вы могли грамотно исключить ненужные позиции, предварительно оценив все «за» и «против». Для этого и нужно изучать тонкости оптимизационной политики.


Оптимизация ассортимента в магазине

Иногда на фоне оптимизационной неграмотности возникают грубые ошибки в ведении бизнеса. Например, неправильная оценка рыночного потенциала. Частая проблема для многих продавцов: просчёт с товаром. Когда действуешь под влиянием моды, заказываешь множество товаров, но в итоге они остаются лежать пачками на складах и, к сожалению, больше не продаются. Подобное явление включает в себя неразумные траты и вероятность неправильного ценообразования.

Есть несколько основных направлений, которые включает в себя оптимизация продукции:

  • расширение;
  • обновление;
  • сокращение.

Наиболее актуальными и полезными направлениями считаются, конечно же, расширение и дальнейшее обновление. Они подходят, прежде всего, для здоровой финансовой ситуации в стране.


Когда дело касается сокращения, необходимо позаботиться не об удалении товара, как многие думают. Для начала нужно найти причину низкого спроса, а уже потом заниматься сокращением позиций. Когда вы выяснили причины и определили, что в наличии есть бесполезные товары, которые не приносят прибыли, а также не вызывают у покупателей желание приобрести позицию, тогда их действительно нужно удалять.


Для того чтобы сформировать товарный ассортимент, необходимо приступить к следующим пунктам:

  1. анализ рынка и клиентского спроса – необходимо определить, какие товары пользуются спросом больше всего, а также выявить уровень конкуренции и ее размер колебания. После анализа рынка происходит составление списка наиболее актуальных решений, которые помогут грамотно сформировать ассортимент;
  2. внедрение ассортимента – составляется план, куда вписываются наиболее актуальные для клиентов позиции;
  3. проведение финансового анализа – для того чтобы внедрить ассортимент, необходимо произвести подсчеты, которые помогут определить предстоящие затраты;
  4. утверждение всех вышеперечисленных характеристик – для того чтобы добиться утверждения окончательного варианта, необходимо проверить каждый пункт на соответствие требованиям вашей компании. Если каждый пункт удовлетворяет поставленные вами задачи, можно рассчитывать на положительную динамику развития ассортимента.


Любые изменения ассортимента всегда оцениваются с точки эффективности зрения экономических показателей, потому что именно доход является главной целью любой коммерческой организации.


Оптимизация ассортимента в магазине

Влияние ABC-анализа на оптимизацию ассортимента

ABC-анализ является одним из основных инструментов, который позволяет разделить товары по категориям, а также рассмотреть ценность товарных позиций.


Так, например, категория А – это самые ценные товары, категория В – средние по ценности и С – это товары с наименьшей ценностью. Как правило, товары с наибольшей ценностью являются самыми высокодоходными, поэтому они требуют тщательной отчетности и проверки.


XYZ-анализ как один из эффективных способов оптимизации ассортимента

В дополнении к вышеуказанному рейтинговому инструменту, стоит также добавить XYZ-анализ, который работает по похожему принципу. Однако, здесь не менее важную роль играет группировка товаров по категориям.

Так, например, Х – это колебания в пределах 5-15%, которые обозначают естественно потребление товара. Y обозначает сезонные колебания, а также перепады спроса, вызванные влиянием каких-либо факторов. Z – это, соответственно, плохое и нерегулярное потребление товаров.

После проведенного анализа можно оценить товары, которые стоят того, чтобы вкладывать в них ресурсы.


Читайте также:
Как настроить систему стимулирования продаж?
Как повысить средний чек покупателя?
Какие ключевые показатели должен знать каждый руководитель?


Управление ассортиментом – это процесс, который должен быть регулярным и эффективным. Только в таком случае получится добиться максимального результата и устранить недостаток фактического ассортимента. Подробные условия приобретения Франшизы МПР здесь.



Оставьте заявку на консультацию по открытию вашего МПР, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером