Число франшиз на российском рынке постоянно растет, и, чтобы остановить свой выбор на самой выгодной, нужно сопоставить свои предпринимательские качества со своими ожиданиями от франшизы, изучить критерии прибыльной франшизы и предлагаемые франчайзинговые пакеты.
На заметку! По данным статистики крупнейшего каталога франшиз franshiza.ru, в начале 2023 года в России было 3249 франшиз.
Анализ собственных качеств предпринимателя
Первый шаг – беспристрастная оценка своих возможностей.
- Сфера опыта, знаний, умений и желаний. Предпочтительнее выбирать более знакомые области или те из них, которые вызывают повышенный интерес. Большинство франшиз не требуют наличия специального образования, но некоторые, например медицинские или учебные, сложно вести непрофильным специалистам.
- Выявить занятия, которые категорически вас раздражают, и проанализировать свою готовность к подобной работе. Это может быть организация ремонта помещения для филиала, подбор персонала, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Некоторыми из перечисленных видов деятельности придется заниматься.
- Особенности своего города, региона. Произвести анализ рынка, понять, каких товаров или услуг не хватает, познакомиться с целевой аудиторией и выявить ее потребности.
- Оценка своего финансового состояния. Есть ли собственный стартовый капитал, каков рейтинг кредитной истории и возможности привлечения инвестиций. Узнайте подробности о том, как найти инвестора для бизнеса.
- Связи. Могут пригодиться предприниматели с опытом работы во франшизе, поставщики, юристы, консультанты в сфере бизнеса.
- Ожидаемый доход и прогнозы окупаемости франшизы. Сравнить свои ожидания со скоростью и размерами получения прибыли в данной франшизе и понять, мотивирует ли данная сумма.
- Готовность к работе по четкому регламенту, соблюдению инструкций. Сопоставить ценность поддержки франчайзера с ограничением свободы в ведении бизнеса.
- План Б в случае неудачи. Грамотный предприниматель готов рисковать, но имеет сценарий на случай провала.
Анализ своих ожиданий от франшизы
Второй шаг – уточнение собственных ожиданий от покупки франшизы.
- Значимость популярности торговой марки. Нужно ли, чтобы это был раскрученный бренд или можно рассмотреть не очень известные торговые марки.
- Значение распространения сети, количества точек, покрытия. Обязательна ли крупная разветвленная сеть или небольшие локальные франшизы тоже интересны.
- Система ценностей. Каков стиль управления владельца, коммуникации внутри компании и с партнерами, уровень клиентоориентированности. Совпадают ли эти параметры, и если нет, то насколько важно их сходство.
- Франчайзинговый пакет. Содержит все условия франшизы: передачу прав использования товарного знака, ноу-хау бренда, финансовые документы, бренд-бук и бизнес-бук. Понять, устраивают ли юридические и финансовые условия, сопровождение и помощь на всех этапах.
- Личность владельца. Какими качествами обладает франчайзер, как он ведет бизнес, какова его репутация в предпринимательской среде. Принять решение, подходит ли франшиза, которой управляет данный конкретный человек.
- Сценарий франчайзера в случае неудач бизнеса. Возможно изменение политической ситуации, законодательства в нише, отклонения от финансовых прогнозов развития. Есть ли план действий в негативном варианте развития событий.
На заметку! Узнать все подробности можно, задав 40 вопросов франчайзеру перед покупкой франшизы.
10 критериев выгодной франшизы для бизнеса
- Успех самой сферы бизнеса. Изучить статистику, понять, тратят ли россияне деньги в этой нише.
- Конкурентоспособность на рынке. В чем уникальность предложения, используются ли современные подходы к ведению бизнеса.
- Развитие и адаптация бизнеса к меняющимся условиям.
- Рентабельность бизнеса, прогнозы окупаемости.
- Отзывы о компании легко найти в открытых сетевых ресурсах (Яндекс-карты, Яндекс-услуги, соцсети, Отзовик, IRecommend).
- Финансовая успешность, повышение доходности с течением времени.
- Предложение франчайзера, состав пакета: например, обучение, программный продукт, разработка матрицы товаров, организация рекламных акций, помощь, сопровождение.
- Профессионализм и компетентность команды. Полезен будет разговор с другими франчайзи.
- Удобство коммуникаций, существует ли система отбора кандидатов на франчайзи.
- Репутация компании, мнение о ней франчайзи, рейтинг, статистика открытий новых филиалов.
В заключение
Перед покупкой франшизы нужно удостовериться, принадлежит ли товарный знак ее владельцу, с которым подписывается договор. Франшиза МПР зарегистрирована в Роспатенте под номером 798989, прогнозирует быструю окупаемость, предоставляет очное обучение для ведущих сотрудников, сопровождает франчайзи на всех этапах, предоставляет готовый IT-продукт и интернет-магазин mpr-shop.ru. Рассчитать инвестиции можно в калькуляторе вашего будущего бизнеса.