Мошенничество в сфере франчайзинга в России

Отсутствие в России законодательной базы по франчайзингу упрощает жизнь мошенникам, создавая благоприятную почву для злоупотреблений. Экономия на юридическом сопровождении сделок оборачивается для начинающих предпринимателей серьезными расходами.

Мошенничество в сфере франчайзинга в России

На заметку! Наиболее часто франчайзи обращаются в юридические фирмы за помощью в возврате паушального взноса. 

9 мошеннических схем по франшизе

  1. Продажа несуществующей франшизы, «дутая франшиза». Создается фирма-однодневка, готовится презентация, в сеть выкладывается сайт, составляется многостраничный договор, фабрикуются отзывы. С франчайзи берется стартовый взнос, после чего вежливые представители франчайзера пропадают, закрывая юридическое лицо и меняя телефоны. 

Как опознать? Невысокая цена паушального взноса – 20-30 тысяч рублей, громкие обещания баснословного обогащения, кричащие названия: «транснациональный холдинг», «крупнейшая ассоциация», «международная корпорация», Поймать на мошенничестве таких деятелей довольно просто. Нужно проверить юрлицо, налоговую историю, товарный знак, попробовать найти предприятия, запущенные по франшизе, и посетить адреса офисов.

  1. Отсутствие ноу-хау, выдача открытой информации. Менеджеры такой компании хорошо обучены психологическим техникам воздействия. До подписания договора убедительно обещают развернутый пакет поддержки и растущие в геометрической прогрессии прибыли. После заключения договора франчайзи вместо бренд-бука получает распечатанные из интернета инструкции по ведению бизнеса, повышению продаж и размещению рекламы. 

Как обезвредить? Пообщаться с действующими франчайзи, спросить их о том, что они получили взамен на паушальный взнос.

  1. Искажение финансовых результатов: завышение прибыли, занижение сроков окупаемости, приуменьшение реальных стартовых инвестиций. 

Как поймать на лжи? Проверить тарифы на аренду помещений с требуемыми характеристиками в регионе, цены на оборудование и ремонт, проконсультироваться с действующими франчайзи по поводу реальности финансовой модели.

  1. Неоказание анонсированной поддержки (ложная франшиза). После подписания договора менеджеры меняют дружелюбие на игнор, представители франчайзера не помогают ни с открытием филиалов, ни с оформлением документов. Почитайте нашу статью о том, что входит во франчайзинговый пакет.

Как бороться? В случае фиксации условий поддержки в договоре неправомочность действий владельца франшизы доказать просто, особенно с привлечением профессиональной юридической помощи.

  1. Мошенничество с товарным знаком: он не зарегистрирован в реестре либо принадлежит другому лицу. Подписание договора с лицом, которое не владеет товарным знаком, не означает получения лицензии.

Как проверить? На сайте Роспатента в онлайн-режиме.

  1. Невыгодные условия в дополнительном соглашении к договору. Например, увеличение роялти, самостоятельные затраты франчайзи на рекламу, оплата за доставку товаров. Как выбрать выгодную франшизу для бизнеса, читайте в нашей статье.

Как уличить? Внимательно читать перед подписанием не только основной договор, но и дополнительные соглашения к нему, возможно, с привлечением юридического консультанта по франчайзингу.

  1. Нарушение эксклюзивных прав франчайзи на территории, открытие новых точек. 

Что делать? Если в договоре прописаны исключительные права для франчайзи в регионе, то подавать в суд на владельца франшизы за нарушение договора.

  1. Псевдофраншиза. Создается на базе известного бренда, повторяются многие признаки товарного знака – шрифты, цвета, графика – вплоть до смешения. Если подделка вызывает неоднозначные прямые ассоциации с оригинальным брендом, покупатель и продавец франшизы несут ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак, которые зафиксированы как в гражданском кодексе РФ (статья 1484),  так и в уголовном (статья 180). 

Как избежать обмана? Проверить регистрацию товарного знака в Роспатенте. Ее в данном случае не будет. И не нужно верить в обещания последующей регистрации или ждать обещанного оформления. 

Срок ответа при подаче товарного знака на регистрацию составляет 9 месяцев. Причем заявитель может отсрочить получение отказа еще на полгода. Даже при наличии зарегистрированного товарного знака нужно внимательно проверить его на соответствие заявленным в договоре товарам и услугам.

  1. Подмена договора коммерческой концессии на договор оказания консультационных услуг (не дает права вести бизнес под товарным знаком), агентский договор (франчайзи получает роль руководителя, а не владельца бизнеса в регионе), комплексной предпринимательской лицензии (тут могут быть абсолютно разные условия), лицензионный договор на передачу ноу-хау (обещание продать секрет сомнительного сорта). Все перечисленные виды документов не имеют юридической силы договора коммерческой концессии. 

В заключение

Для проверки договора коммерческой концессии при покупке франшизы обязательно нанимайте профессионального юриста. Он поможет вам избежать мошеннических действий. Абсолютно безопасное решение – покупка выгодной франшизы МПР c зарегистрированным в Роспатенте товарным знаком № 798989.  При таком выборе вы получите очное обучение ведущих специалистов, готовый программный продукт, работающий интернет-магазин mpr-shop.ru, сопровождение на всех этапах и бесплатную доставку. Рассчитать инвестиции для бизнеса вы можете самостоятельно в калькуляторе на сайте.



Оставьте заявку на консультацию по открытию вашего МПР, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером