Начинать бизнес с франшизы популярного бренда – гораздо менее рискованно, чем открывать новый стартап-проект. Опытные наставники дают инструкции по ведению бизнеса, помогают с открытием и рекламой, оказывают содействие в решении проблем. Этот вид предпринимательской деятельности детально регламентирован, поэтому несколько ограничивает свободу бизнесмена, взамен предоставляя ему полную поддержку.
Типы франшиз
Условно все франшизы можно разделить на три основных типа.
- Товарная. Другими словами, перепродажа товаров. Франчайзер производит продукт, а франчайзи должен его продавать. За маркетинг, формирование розничных цен и качество поставляемых товаров отвечает франчайзер. Франчайзи, руководствуясь требованиями франчайзера, подбирает торговый зал, набирает персонал, расставляет товар на витринах. Под брендом франчайзера можно продавать только его товары. Примеры товарных франшиз: аптеки, медицинские лаборатории, детские товары, продукты питания, дискаунтеры, обувь, одежда, универсальные магазины. Стартовые вложения могут быть самыми разными, в зависимости от конкретной франшизы. Прибыльность средняя, риски минимальны.
Интересно знать! Чтобы открыть новый Fix Price, понадобится вложить от 3 до 6 млн., из которых 2 млн. пойдет на покупку товаров.
- Производственная (промышленная). Франчайзи производит товары под брендом франчайзера, используя готовые технологии, выгодные условия поставки, каналы сбыта, при этом обеспечивая предприятие своим оборудованием. Производственная франшиза может включать в себя и производство, и сбыт продукции. Франчайзер консультирует по всем вопросам, франчайзи должен выполнять все его требования. Самые популярные направления этого типа франшизы – автохимия, продукты питания, стройматериалы, мебель. Промышленная франшиза сложнее товарной, но и прибыль высока. Стартовые вложения – от нескольких сотен тысяч.
Пример производственной франшизы. Столплит: инвестиции от 300 тыс., паушальный взнос и роялти отсутствуют.
- Сфера услуг. Например, ресторанный бизнес, автомастерская, заправка, туризм. Оборудование и рекламу обеспечивает франчайзер, услуги оказывает франчайзи, который получает все наработки ведения бизнеса, ноу-хау бренда, в том числе рекомендации по общению с клиентом. В этом направлении самая высокая рентабельность и стартовые затраты.
Франшиза Яндекс.Такси требует стартовых инвестиций от 3 млн., нет паушального взноса и роялти.
Где искать франшизу для бизнеса
- если уже определен конкретный бренд, все подробные условия, стоимость, преимущества и форму обратной связи можно найти на официальном сайте компании;
- на сайтах с каталогами: например,
TopFranchise.ru, Franshiza.ru (можно отсортировать предложения по виду деятельности и популярности);
- в рейтингах, например, от Forbess, Бибосс, Buybrend, Бизнесменс.ру;
- на выставке франшиз, которые проводятся в крупных городах с частотой от 1 до 3 раз в месяц (продавец и покупатель могут познакомиться и пообщаться вживую, есть стенды с промоматериалами, раздача рекламных листовок, проводятся обсуждения, выступления спикеров).
Как выбрать франшизу
- Направление лучше выбирать, исходя из собственных предпочтений, знаний и навыков. Развивать бизнес в интересной и знакомой сфере будет легче, чем в абсолютно новой и непонятной.
- Проверьте продавца на честность, жизнеспособность, прибыльность, поискать отзывы в открытых источниках, оценить его места в рейтингах франшиз.
- В личной беседе задайте.
- Пообщайтесь с другими франчайзи сети, поймите, каково их отношение к владельцу, как франчайзер поддерживает филиалы, насколько соблюдается договор, пользуется ли товар или услуга спросом, высока ли прибыль.
- Перед подписанием договора заручитесь поддержкой юриста. В России нет отдельного законодательства по франшизе. Договор коммерческой концессии предусматривает передачу прав на товарный знак, который должен принадлежать франчайзеру. Если владелец предлагает подписать лицензионный договор, он не собирается передавать права, а разрешает использовать объекты интеллектуальной собственности, конкретные разработки: например, информационные продукты и методики.
Проверить принадлежность товарного знака владельцу можно на сайте Роспатента.
- Узнайте размеры вложений – паушального взноса и роялти.
- Проверьте наличие сертификатов и гарантий производителя.
В заключение
Категория non-food – перспективное направление для открытия бизнеса. В 2023 году франшиза непродовольственных товаров МПР заняла первое место в категории «Универсальные магазины» от TopFranchise. Товарный знак МПР зарегистрирован в Роспатенте, есть собственный очный учебный центр для ведущих сотрудников магазинов. Размеры стартовых инвестиций легко рассчитать в онлайн-калькуляторе будущего бизнеса.