Как открыть бизнес по франшизе

Начинать бизнес с франшизы популярного бренда – гораздо менее рискованно, чем открывать новый стартап-проект. Опытные наставники дают инструкции по ведению бизнеса, помогают с открытием и рекламой, оказывают содействие в решении проблем. Этот вид предпринимательской деятельности детально регламентирован, поэтому несколько ограничивает свободу бизнесмена, взамен предоставляя ему полную поддержку.

Как открыть бизнес по франшизе

Типы франшиз

Условно все франшизы можно разделить на три основных типа.

  1. Товарная. Другими словами, перепродажа товаров. Франчайзер производит продукт, а франчайзи должен его продавать. За маркетинг, формирование розничных цен и качество поставляемых товаров отвечает франчайзер. Франчайзи, руководствуясь требованиями франчайзера, подбирает торговый зал, набирает персонал, расставляет товар на витринах. Под брендом франчайзера можно продавать только его товары. Примеры товарных франшиз: аптеки, медицинские лаборатории, детские товары, продукты питания, дискаунтеры, обувь, одежда, универсальные магазины. Стартовые вложения могут быть самыми разными, в зависимости от конкретной франшизы. Прибыльность средняя, риски минимальны.

Интересно знать! Чтобы открыть новый Fix Price, понадобится вложить от 3 до 6 млн., из которых 2 млн. пойдет на покупку товаров.


  1. Производственная (промышленная). Франчайзи производит товары под брендом франчайзера, используя готовые технологии, выгодные условия поставки, каналы сбыта, при этом обеспечивая предприятие своим оборудованием. Производственная франшиза может включать в себя и производство, и сбыт продукции. Франчайзер консультирует по всем вопросам, франчайзи должен выполнять все его требования. Самые популярные направления этого типа франшизы – автохимия, продукты питания, стройматериалы, мебель. Промышленная франшиза сложнее товарной, но и прибыль высока. Стартовые вложения – от нескольких сотен тысяч.

Пример производственной франшизы. Столплит: инвестиции от 300 тыс., паушальный взнос и роялти отсутствуют.

  1. Сфера услуг. Например, ресторанный бизнес, автомастерская, заправка, туризм. Оборудование и рекламу обеспечивает франчайзер, услуги оказывает франчайзи, который получает все наработки ведения бизнеса, ноу-хау бренда, в том числе рекомендации по общению с клиентом. В этом направлении самая высокая рентабельность и стартовые затраты.

Франшиза Яндекс.Такси требует стартовых инвестиций от 3 млн., нет паушального взноса и роялти.

Где искать франшизу для бизнеса

  • если уже определен конкретный бренд, все подробные условия, стоимость, преимущества и форму обратной связи можно найти на официальном сайте компании;
  • на сайтах с каталогами: например, TopFranchise.ru, Franshiza.ru (можно отсортировать предложения по виду деятельности и популярности);
  • в рейтингах, например, от Forbess, Бибосс, Buybrend, Бизнесменс.ру;
  • на выставке франшиз, которые проводятся в крупных городах с частотой от 1 до 3 раз в месяц (продавец и покупатель могут познакомиться и пообщаться вживую, есть стенды с промоматериалами, раздача рекламных листовок, проводятся обсуждения, выступления спикеров).

Как выбрать франшизу

  1. Направление лучше выбирать, исходя из собственных предпочтений, знаний и навыков. Развивать бизнес в интересной и знакомой сфере будет легче, чем в абсолютно новой и непонятной.
  2. Проверьте продавца на честность, жизнеспособность, прибыльность, поискать отзывы в открытых источниках, оценить его места в рейтингах франшиз.
  3. В личной беседе задайте.
  4. Пообщайтесь с другими франчайзи сети, поймите, каково их отношение к владельцу, как франчайзер поддерживает филиалы, насколько соблюдается договор, пользуется ли товар или услуга спросом, высока ли прибыль.
  5. Перед подписанием договора заручитесь поддержкой юриста. В России нет отдельного законодательства по франшизе. Договор коммерческой концессии предусматривает передачу прав на товарный знак, который должен принадлежать франчайзеру. Если владелец предлагает подписать лицензионный договор, он не собирается передавать права, а разрешает использовать объекты интеллектуальной собственности, конкретные разработки: например, информационные продукты и методики.

Проверить принадлежность товарного знака владельцу можно на сайте Роспатента.

  1. Узнайте размеры вложений – паушального взноса и роялти.
  2. Проверьте наличие сертификатов и гарантий производителя.

В заключение

Категория non-food – перспективное направление для открытия бизнеса. В 2023 году франшиза непродовольственных товаров МПР заняла первое место в категории «Универсальные магазины» от TopFranchise. Товарный знак МПР зарегистрирован в Роспатенте, есть собственный очный учебный центр для ведущих сотрудников магазинов. Размеры стартовых инвестиций легко рассчитать в онлайн-калькуляторе будущего бизнеса.



Оставьте заявку на консультацию по открытию вашего МПР, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером