Какие бывают стили руководства

Существует три основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. От выбора стиля зависит лояльность сотрудников, их мотивация, способность к инициативе и генерации новых идей. Какой стиль руководства выберет начальник, зависит от его характера и знаний в этой области. Гибкая подстройка под текущую ситуацию и тип личности конкретного сотрудника дает наилучшие результаты.

Какие бывают стили руководства

В 1960 году вышла книга американского психолога Дугласа Макгрегора «Человеческая сторона предприятия», в которой он привел два метода управления: авторитарный, чтобы заставлять ленивых работать, и демократический, чтобы позволить добросовестным сотрудникам проявить себя.

Авторитарный стиль управления

Этот стиль часто ругают и сравнивают с диктатом. Считается, что для авторитарного управленца есть только собственное мнение, а остальные – неправильные. Но раз этот стиль настолько ужасен, почему он до сих пор используется во многих крупных организациях?

Эрих Фромм выделял авторитарный тип характера, для которого свойственно делить людей на сильных и слабых. Такие люди подчиняются только в случае, если чувствуют силу руководителя, а проявления демократии считают слабостью: для них демократичный руководитель не имеет авторитета.

Для поддержания авторитарного типа управления нужна жесткая дисциплина, строгое разделение обязанностей и точная постановка задач. Право принятия решений и ответственность принадлежит руководству. При этом уважения от подчиненных можно ждать лишь в случае соответствия самого начальника собственным строгим критериям. Если он не выполняет своих обещаний и нарушает установленные им самим дисциплинарные требования, то его будут воспринимать как самодура.

Инструментарий поддержания дисциплины – строгий контроль, штрафы или другие наказания. Работники боятся проявлять инициативу и давать обратную связь. Это может снизить эффективность их труда. Авторитарный стиль управления дает самые высокие показатели текучки сотрудников. Преимущества у такого стиля тоже имеются. Стратегическое планирование и четкое формулирование задач способствует планомерному достижению целей и пониманию принципов карьерного роста.

Американский социолог Лайкерт выделил два варианта авторитарного стиля управления.

  1. Благосклонный. Субординация, система поощрений и наказаний. Начальник к подчиненным относится снисходительно, они его уважают и боятся.
  2. Эксплуататорский. Неукоснительное выполнение указаний руководства, дистанция похожа на пропасть, доверие отсутствует. Мотивация основана на угрозах и наказаниях, поощрений нет.

Демократический стиль управления

Начальник внимателен к предложениям подчиненных, склонен к рассмотрению их идей. Команда работает слаженно, задачи выполняются с высоким уровнем качества, но их количество и скорость достижения целей по сравнению с авторитарным методом гораздо ниже. Сроки выполнения задач ставятся исполнителями. Руководитель оценивает результат, не вмешиваясь в процесс работы. Мотивация строится на поощрениях за высокие показатели эффективности. Решения принимаются с участием исполнителей.

Сотрудники имеют высокую мотивацию к работе, текучесть кадров невысока, но время принятия решений увеличено. Велик риск появления ленивых недобросовестных работников, которые пользуются отсутствием наказаний. Если сотрудники понимают только язык силы (авторитарного характера по определению Эриха Фромма), то к начальнику они относятся без должного уважения.

Демократический стиль управления – приоритетный в творческих коллективах, включая компании, работающие в сфере информационных технологий. Особенно важна в этих направлениях свобода проявлений, инициатива на всех уровнях, креатив и генерация новых идей.

Либеральный стиль управления

Его также называют попустительским. По сути, это отсутствие руководства как такового. Руководитель номинальный, не несет ответственности за результаты работы. Задачи распределяют между собой исполнители, они же ставят сроки и отвечают за их выполнение. Минимум участия начальства, полная свобода действий у сотрудников, высокая степень удовлетворенности работой.


Для либерального стиля управления как эволюционного был введен термин «бирюзовое управление», это сделал в 2014 году коуч Фредерик Лалу, партнер международной консалтинговой компании  McKinsey & Company.


В заключение

Самым эффективным стилем руководства признан многомерный или ситуационный, который гибко подстраивается под внешние условия, внутреннюю ситуацию в компании, типы личности конкретных сотрудников. В противоположность многомерному стилю остальные стили названы одномерными, то есть не изменяющимися вне зависимости от ситуации. Такой подход была предложен Митчеллом и Хаусом еще в 70 годы в теории лидерства «Путь-цель». В настоящее время хорошо известен тип руководства в стиле Agile – гибкий метод взаимодействия рабочих групп.

Успешность бизнеса во многом зависит от руководства. Выбирая франшизу МПР, вы получите полную поддержку и обучение на этапе открытия и операционное сопровождение во время работы, а также достаточную свободу маневра в принятии решений.



Оставьте заявку на консультацию по открытию вашего МПР, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером