Перед тем, как покупать франшизу, нужно определиться, подходит ли вам такой бизнес. Дело в том, что франчайзи (покупатель франшизы) ограничен в своих действиях, он обязан следовать правилам франчайзера (владельца франшизы), вести дело под его контролем, работать в заданных темпах роста, он не имеет права продать бизнес (если это не «мастер-франшиза») и должен платить взносы. С другой стороны, у франшизы есть неоспоримые преимущества: не нужно раскручивать бренд, его знают покупатели; владелец франшизы оказывает поддержку и осуществляет руководство, делится опытом и навыками; высоки шансы удачного стартапа; есть система надежных поставщиков; это отрегулированный готовый бизнес.
Что такое франшиза простыми словами? Передача прав на использование товарного знака от франчайзера к франчайзи. Разрешение открытия готового бизнеса на основе разработок владельца бренда.
Помимо своего согласия на ведение бизнеса под контролем владельца франшизы у франчайзи должна быть финансовая подушка безопасности, на треть превышающая официально заявленные франшизером вложения. Нужно будет оплачивать аренду помещения, мебель, платить сотрудникам. В течение некоторого начального периода прибыли не будет.
Выбор направления бизнеса очень важен, и лучше выбирать сферу, работать в которой вам хочется, сходную с вашими интересами, а возможно, даже с имеющимся практическим опытом и теоретическим знанием. Нужно учесть и количество конкурентов в регионе, и уровень спроса на услугу или товар.
Вы должны хорошо ориентироваться в терминологии, чтобы не попасться на удочку мошенников, не подписать невыгодный договор и понимать все подводные камни определенного выбора. Помимо того, что нужно знать, что такое франшиза, франчайзер и франчайзи, необходимо ориентироваться в таких терминах и понятиях, как «паушальный взнос», «стоимость франшизы», «роялти», «мастер-франшиза», быть осведомленным в целом о том, какие виды франшизы бывают.
Нужно знать! С бизнесом по франшизе также связаны знания о том, что такое договор концессии, интеллектуальная собственность, товарный знак. Нелишним будет изучить и законодательную базу по этой теме.
Все в этом мире относительно. Нет плохих или хороших франшиз, любая франшиза имеет свои плюсы и минусы. Выберите несколько вариантов и сравните их по списку критериев. В список для сравнения нужно добавить известность бренда, быстроту окупаемости, необходимые стартовые затраты, бонусы от франчайзера, наличие или отсутствие обучения, снабжение программным продуктом, размеры взносов (паушального и роялти).
Затем нужно проверить принадлежность товарного знака на официальном сайте Роспатента, банкротство по базе банкротных производств, задолженности на сайте налоговой, судебные процессы на сайтах арбитражей, поискать на сайтах отзывы сотрудников о компании и покупателей о товаре (услуге).
Найти работающих покупателей франшизы, пообщаться с ними об успешности бизнеса и проблемах. Желательно искать в похожих условиях в подобном регионе или районе. С франчайзером тоже необходимо пообщаться перед принятием решения, оценить не только бонусы сети, но и комфорт взаимодействия.
На заметку! Перед подписанием лучше показать договор юристу, который имеет опыт работы с франшизами. Возможно, он заметит недочеты и предложит изменения.
Пятый этап – аренда помещения, подписание договора и оплата
От правильно выбранного размещения во многом зависит успех бизнеса. Торговый центр с удобной парковкой или офисное здание, проходимость, шаговая доступность от метро или спальный район, – выбор зависит от вида деятельности, и с ним вам поможет владелец франшизы. Договор подписывайте с юристом, требуйте оригиналы на руки, делайте регистрацию в Роспатенте при необходимости.
Лайфхак! Вносите необходимые платежи только по безналичному расчету, чтобы они были задокументированы. При оплате наличными доказать факт внесения платежей будет сложнее.
В заключение
Следуя пошаговой инструкции, вы сможете правильно подобрать подходящую именно вам франшизу. Если вы отдадите предпочтение франшизе Магазина Постоянных Распродаж, то вы получите выгодные условия: полное сопровождение на всех этапах, начиная с открытия, обучение сотрудников, брендированную сувенирную продукцию в подарок, IT-разработку и полный комплекс профессиональных услуг. Принадлежность товарного знака легко проверить в Роспатенте, как и успешность крупной сети действующих магазинов МПР по всей России. Кроме того, для франшизы Магазина Постоянных Распродаж характерна быстрая окупаемость в течение 18 месяцев, паушальный взнос отсутствует, роялти составляет всего 10 тыс. в месяц.