Виды франшиз по характеру взаимоотношений

Есть три основных типа франшиз: товарная, производственная и сервисная. Более подробная информация о каждой из них в статье «Как открыть бизнес по франшизе». Любая франшиза подразумевает отношения между продавцом и покупателем. Система этих взаимоотношений называется франчайзингом. Классификация франшиз по характеру отношений включает в себя 8 видов.

Узнайте подробнее, чем франчайзинг отличается от франшизы.

Виды франшиз по характеру взаимоотношений

8 видов франшиз по отношениям между франчайзером и франчайзи

  1. Классическая. Типичный франчайзинг, при котором бизнесмен за свой стартовый взнос и регулярную оплату роялти получает право вести бизнес под известной торговой маркой, подробные инструкции, обучение ведущих сотрудников, а франчайзер контролирует его работу, устанавливает торговую наценку и помогает на всех этапах, начиная с открытия. 

На заметку! Классическая франшиза не дает свободы предпринимателю, компенсируя это относительно быстрой окупаемостью и полной поддержкой. В России встречается реже других видов. Например, франшиза МПР, Metro Cash & Carry.

  1. Свободная франшиза. В отличие от классической предоставляет больше самостоятельности предпринимателю, владелец не контролирует его работу. Франчайзи вносит небольшие стартовые инвестиции и роялти, получает перечень надежных поставщиков. Все проблемы он решает самостоятельно, в том числе устанавливает розничную цену товара или услуги, Это похоже на дилерство, но выгодно отличается от него следующими преимуществами. Среди них скидки на товары, бесплатные консультации менеджеров, право использования названия популярного бренда, обучение на курсах и тренингах владельца франшизы. В России такой вид встречается часто, особенно в производственных компаниях. Например, «Зебра», франшиза производства отопительных систем.
  1. Серебряная или «под ключ». Бизнесмен получает готовый продукт за арендную плату: оборудованное помещение, налаженные бизнес-процессы. Франчайзи может начать свой бизнес на следующий день после покупки. Франчайзер получает процент с прибыли, не вмешиваясь в дела франчайзи. Такой вид партнерских отношений чаще используется в Европе.
  2. Арендная. Так же, как и в серебряной, весь бизнес организует франчайзер. При этом он следит за деятельностью франчайзи, который получает процент от прибыли, по сути, являясь управляющим. Права собственности не передаются. В регионе партнера создается филиал, который должен соответствовать всем правилам компании. 
  3. Золотая или мастер-франшиза. Позволяет бизнесмену не только стать монополистом в своем регионе и получить бизнес в собственность, но и продавать франшизу, открывая филиалы на территории всей страны. Высокий стартовый взнос, полная самостоятельность, большой доход при успешном бизнесе. Владелец франшизы контролирует все действия франчайзи.

Внимание! Золотая франшиза подходит только для опытных предпринимателей. Примеры: Subway, Burger King.

  1. Корпоративная франшиза. Подразумевает полный контроль со стороны франчайзера: перед любыми действиями нужно получить его разрешение. При расторжении договора бывшему франчайзи нельзя открывать похожий бизнес под другим брендом. 
  2. Импортозамещающая. Товары зарубежного бренда продают под другим названием на своей территории. В 90е такой бизнес был нелегальным, а сейчас это делают на законных основаниях.
  3. Банковская. Встречается только в сфере банковского бизнеса. Такую франшизу крайне сложно приобрести, так как банки дорожат своей репутацией и очень избирательно выбирают франчайзи. Такой вид достаточно распространен в России, ведь открыть банк по франшизе гораздо проще, чем основать собственный. Филиал – не юридическое лицо, а значит, не платит налоги. Франчайзер организует всю работу, предоставляет программное обеспечение. Чем крупнее банк, тем жестче условия сотрудничества.

Примеры банковской франшизы: ВТБ 24, Хоум кредит.

Изучите все требования к франчайзи.

В заключение

Франшиза МПР – яркий пример классической товарной франшизы. Франчайзи взамен на паушальный взнос и роялти получает подробные инструкции по ведению бизнеса, обучение для ведущих сотрудников в очном учебном центре, готовый интернет-магазин, программный продукт, бонусы за развитие сети и рекламную поддержку. Размер роялти – совсем небольшой, 10 тыс. рублей в месяц. Паушальный взнос можно рассчитать в калькуляторе вашего будущего бизнеса.



Оставьте заявку на консультацию по открытию вашего МПР, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером