Франшиза – это передача лицензии на ведения бизнеса с использованием товарного знака от владельца франшизы к ее покупателю (от франц. franchise — «льгота, привилегия»).
Франчайзер – владелец франшизы, товарного знака, лицензии, ноу-хау (от англ. franchaisor), передающий права франчайзи.
Франчайзи – покупатель франшизы (от англ. franchisee). Физическое лицо или компания, которая получила право владения товарным знаком.
Франчайзинг – отношения между предпринимателями, при которых владелец франшизы передает права на ее использование франчайзи.
Франчайзинговый пакет – комплекс документов, который включает в себя всю информацию по ведению франшизного бизнеса: сведения о торговой марке, технологиях, инструкции по запуску бизнеса, а также юридические документы и регламенты, регулирующие взаимоотношения сторон.
Паушальный взнос – вступительный взнос франчайзи, оплачиваемый во время подписания договора коммерческой концессии. Это оплата за использование товарного знака, методов продаж, ведения бизнеса, бренд-бука (фирменного стиля), технологий, отчетности, инструкций (от нем. paushal – взятый в целом, общий, совокупный).
Стоимость франшизы – это стартовые вложения по ее запуску, они включают роялти, паушальный взнос, расходы по аренде помещения, закупке оборудования, найму и зарплате персонала.
Роялти – ежемесячный взнос за использование товарного знака бренда (от англ. royalty – авторский гонорар). Содержит оплату за эксклюзивную совокупность знаний и опыта владельца франшизы, обучение, информационную поддержку.
Мастер-франшиза – полная передача прав на ведение бизнеса под товарным знаком владельца, в том числе бренда и технологий, включая лицензию на продажу франшизы. Мастер-франшизу также называют золотой.
Пример мастер-франшизы в России: продуктовые супермаркеты «Пятерочка», сеть фаст-фудов Subway, Burger King, KFC.
Субфранчайзинг – передача лицензии бренда на определенной территории. Покупатель франшизы (субфранчайзер) может продавать франшизы в своем регионе другим франчайзи. Условия оформляются договором субконцессии.
Надо знать! Отличие мастер-франшизы от субфранчайзинга в том, что мастер-франчайзинг подразумевает полную эксклюзивную передачу прав, а субфранчайзинг – частичную, при которой владелец франшизы несет ответственность за договора, заключенные субфранчайзером. Мастер-франшиза и субфранчайзинг – близкие понятия, иногда перетекающие друг в друга.
Субфранчайзер – владелец лицензии на франшизу в границах определенной территории. Субфранчайзер оплачивает франчайзеру право на владение товарным знаком в регионе, после чего может продавать новым франчайзи права на открытие новых торговых точек. Взносы от них субфранчайзер частично оставляет себе, компенсируя постепенно свою оплату генеральному франчайзеру.
Мягкий франчайзинг – разделение стартовых затрат на открытие предприятия между франчайзером и франчайзи с правом последующего выкупа своей доли (процент вложений владельца составляет от 50 до 100).
Законодательство по франшизе – в международном праве это договор франчайзинга. В России передача прав при франшизе регулируется договором коммерческой концессии и законами административного регламента в ГК.
На заметку! Так как отдельное законодательство о франшизе в России отсутствует, все права и обязанности сторон по передаче прав на использование товарного знака и связанных с ним ноу-хау фиксируются в договоре коммерческой концессии. При субфранчайзинге он называется договором субконцессии.
Договор коммерческой концессии (субконцессии) – соглашение между правообладателем и пользователем об использовании товарного знака, технологий или ноу-хау бренда, методов продаж и ведения бизнеса.
Интеллектуальная собственность – исключительное право, закрепленное законом (торговая марка, бренд, авторское право, патент и др.). Законодательство устанавливает монополию владельца на использование интеллектуальной собственности. Владелец может передавать права другим частным лицам или организациям.
Товарный знак – обозначение, отличающее товары и услуги (изображение, словосочетание и их комбинации). Синонимы: торговая марка, товарная марка. Регистрация товарного знака производится в Роспатенте.
На заметку! Проверить принадлежность товарного знака франчайзеру можно на сайте Роспатента. Это открытая информация.
В заключение
Перед покупкой франшизы внимательно изучите связанную с этой сферой терминологию. Доверяйте только проверенным брендам с прозрачной моделью ведения бизнеса. Проверяйте принадлежность товарного знака владельцу франшизы и внимательно изучайте предложенные к подписанию документы. Обезопасить себя от рисков при покупке франшизы можно, если купить выгодную франшизу Магазина Постоянных Распродаж. Товарный знак МПР зарегистрирован в Роспатенте под номером 798989. После приобретения франшизы МПР франчайзи получает брендированный пакет сувенирной продукции для открытия, полное сопровождение, обучение сотрудников, информационный продукт, интернет-магазин и готовые маркетинговые решения. Подробно изучить все преимущества франшизы МПР с быстрой окупаемостью и оставить заявку можно здесь.