Сам допуск к участию в рейтинге уже подтверждает подлинность франшизы. А если сеть занимает место в первой десятке, это однозначно свидетельствует об успешной модели бизнеса. Самые популярные порталы франчайзеров создают собственные критерии отбора и оценки.
Основатель портала TopFranchise.ru Виктор Большаков рассказал на youtube-канале TopFranchise Official, что для создания адекватного и честного рейтинга, к которому будут с уважением относиться все участники рынка, была собрана группа инициативных франчайзеров (сети кофеен «Шоколадница», диагностических лабораторий «Инвитро» и «Гемотест», школы футбола «Чемпионика», клининга «Братья Чистовы», сервиса поиска туров «Слетать.Ру», японской и паназиатской кухни Mybox). В ходе нескольких встреч была составлена методология составления рейтинга, который поддерживается Российской Ассоциацией Франчайзинга.
В рейтинге могла принять участие любая франшиза, которая успела подать заявку до 25 февраля, и дала обязательство разместить ссылку на рейтинг и категорию на сайте, где представлена франшиза. Важное, но необязательное условие – предоставление контактов своих франчайзи. На смс-голосовании через мобильную форму франчайзи давали оценку компании, которая составила около 30% результатов рейтинга. Кроме того, оценивались следующие показатели:
Нужно знать! Все договора коммерческой концессии и субконцессии регистрируются в Службе интеллектуальной собственности, Роспатенте.
Франшиза МПР победила в «Рейтинге Франшиз с уверенным развитием 2023», в категории «Дискаунтеры».
Участвовали более 3000 франшиз СНГ, оценивался единственный критерий по формуле: количество открытых в 2022 году франшиз умножалось на объем инвестиций. Первое место поделили сеть супермаркетов «Пятерочка» (63 магазина открыто, 16 млн. инвестиций) и Кальянных «Мята Lounge» (открыто 48 филиалов, 7,5 млн. инвестиций), а второе отдано франшизе МПР (открыто 134 магазина, объем инвестиций = 7,5 млн.).
Франшиза МПР заняла третье место в зачете франшиз с объемами инвестиций от 5 млн. На первом месте – дискаунтер FixPrice, на втором – киберспортивные клубы Colizeum. В процессе составления рейтинга учитывалась информация популярных ресурсов по франчайзинговому бизнесу, экспертные мнения и данные базы Форбс. Критерии оценки:
Справочник бизнесмена. Аббревиатура ROI расшифровывается как Return On Investment – возврат инвестиций. Иными словами, это коэффициент рентабельности инвестиций.
Учитывалась финансово-юридическая стабильность, общий уровень эффективности работы франшизы. Были приглашены компании, которые присутствуют на рынке как минимум 5 лет и работают по модели франчайзинга не менее 3 лет. Таким образом, были отобраны только адаптивные и устойчивые франшизы, которые показали свою стабильность в условиях экономического кризиса. Среди критериев оценки важное место заняла готовность открыто заявить о своих показателях, причем не только успехах, но и поражениях. Опрашивались не только владельцы франшиз, но и сами франчайзи.
Для расчета итогового коэффициента каждой франшизы использовалась авторская формула с несколькими наиболее важными признаками (характеристиками франшизы, компании-франчайзера, поведения сети на рынке, взаимодействия с франчайзи). Дополнительно учитывались параметры устойчивости (финансовые данные с учетом отрасли, официальные отчетные документы, участие в арбитражах в роли ответчика). Для проведения расчетов по каждому критерию был разработан алгоритм из отдельных нелинейных функций.
В рейтинге Российского рынка франчайзинга за 2022 год франшиза МПР заняла 6 место.
Франшиза МПР заняла 14 место в общем рейтинге и победила в категории «Товары для дома». Заявленной целью рейтинга стала помощь начинающим франчайзи в поиске франшизы, соответствующей всем их запросам (стабильность, хорошие сроки окупаемости, сильный бренд, полнота помощи франчайзера) и сокращение числа реализованных мошеннических схем в этой сфере.
Использовалась трехэтапная модель оценки:
В заключение
Рейтинги франшиз используют объективные показатели, которые основаны на юридических документах и финансовых отчетах. Место франшизы в рейтинге – важный критерий для ее выбора. Изучайте рейтинги популярных источников перед покупкой франшизы.