Что такое KPI и как их рассчитать

KPI – это ключевые показатели эффективности. Полностью по-английски аббревиатура расшифровывается как «Key Performance Indicators». Можно измерить успешность самого бизнес-процесса, подразделений компании и ее отдельных работников. Оценка КПЭ применяется в разных сферах.

Что такое KPI и как их рассчитать

Зачем нужны KPI

Успешность бизнеса зависима от многих факторов, в том числе от вклада сотрудников компании и уровня их профессионализма. Сфера деятельности определяет, какие именно ключевые показатели будут оцениваться. Например, сотрудник кадровой службы оценивается по качеству и количеству принятых за месяц кандидатов, их соответствию должности и текучке во время испытательного срока. Эффективность менеджера по продажам можно оценить по прибыльности заключенных сделок, их количеству и уровню удовлетворенности клиентов.

Считаются KPI не только для того, чтобы понять вклад каждого сотрудника в успех (или провал) бизнеса, но и для того, чтобы мотивировать его. Система мотивации должна быть прозрачной: работник должен четко понимать, за какие результаты он получает бонусы.


На заметку! По статистическим исследованиям мотивации журнала Гарвадской школы бизнеса (Harvard Business Review) около 6% сотрудников постоянно хорошо выполняют свои обязанности, 5% регулярно работают неудовлетворительно, а 89% предпочитают четкость в постановке целей и задач.


Виды KPI

  1. По целям: например, увеличение продаж, повышение трафика, привлечение большего количества клиентов. Примером KPI для увеличения продаж может быть число сделок или интернет-заказов, для повышения трафика – количество переходов с других источников или кликов по ссылкам, для привлечения клиентов – регистрация на сайте или заполнение анкеты на дисконтную карту в магазине.
  2. По времени. Запаздывающие и опережающие. Запаздывающие указывают на итоги периода (их легко измерить, нельзя изменить), а опережающие отражают оперативные действия по изменению ситуации (можно менять, но тяжело измерить). Например, по итогам месяца прибыль составила 1 миллион рублей. Чтобы повысить ее в следующем месяце на 20%, нужно предпринять действия: расширить ассортимент, сделать акцент на товарах повышенного спроса, продумать акции и скидки.
  3. По количеству. Прибыль, число клиентов, затраты, конверсия и другие показатели, которые можно измерить численно.
  4. По качеству. Степень удовлетворенности клиентов, репутация компании, мотивация сотрудников, психологический климат в коллективе.

Основные принципы KPI

  • возможность измерения («хочешь управлять – умей измерять»);
  • распределение зон ответственности между сотрудниками («один процесс – один хозяин»);
  • контроль достижения целей («анализируй это»).

Преимущества и проблемы внедрения KPI

К плюсам относится установленный порядок в продвижении к цели (куда идем, кто за что отвечает), контроль эффективности отделов и сотрудников, анализ результатов для изменения стратегии. По результатам можно премировать достойных сотрудников и спрогнозировать дальнейшие действия. Успешное внедрение KPI позволяет привлечь и удержать профессиональных специалистов, повысить мотивацию персонала к достижениям конкретных целей, превратив зарплатный фонд из источника расходов в инструмент повышения мотивации.

Проблемы – дополнительные затраты на разработку, финансовые и временные (планирование, привлечение сторонних специалистов для обучения менеджеров, покупка нового ПО), возможное беспокойство сотрудников в период адаптации к новым условиям. Неверная разработка может привести компанию вместо прибыли к убыткам.

В заключение

Разработкой может заниматься специально обученный внешний консультант или рабочая группа самой компании во главе с руководителем. При этом должность руководителя должна быть не ниже, чем заместитель директора, а команда разработки составляется из топовых менеджеров направлений. Если вы еще не определились с направлением бизнеса, рассмотрите выгодную франшизу МПР с высокой окупаемостью, полным обучением и сопровождением на всех этапах.


наверх
Запись на курс
Задать вопрос
Оставьте заявку на связь с региональным тренером
Инвестиционный бюджет
Услуги Сервисной Компании 000 000
Торговое оборудование 000 000
Техника: компьютеры, кассы,1С лицензии 000 000
Настройка IT 000 000
Монтаж слаботочных сетей 000 000
Безопасность (Ворота защитные+датчики) 000 000
Товарная загрузка 000 000
Праздничная листовка открытия 000 000
Затраты на Внутренюю и внешнюю рекламу 000 000
Ремонт торгового помещения 000 000
Заработная плата Персонала 000 000
Праздничное открытие МПР 000 000
Итого: 000 000
Операционный бюджет
Выручка в мес, руб 000 000
Валовый доход, руб 000 000
Аренда, руб 000 000
ФОТ (заработная плата), руб 000 000
Прочие расходы (реклама, хознужды и т.п. 000 000
Роялти (ежемесячно), руб 000 000
Итого (в месяц): 000 000
Окупаемость 000 000
Спасибо!